Бесплатная техподдержка
8 800 500 7120
Единый круглосуточный телефон
+7 342 255 4020
Отложенные
товары
0

Как маркировка изменила логистику и бизнес-процессы: опыт «Обуви России»

Материал опубликован 02.10.2019 г.

Источник: https://pro.rbc.ru/news/5d8a3b869a79477592534ff1?from=newsfeed

Как маркировка изменила логистику и бизнес-процессы: опыт «Обуви России»

Оценивать результаты еще рано, но уже ясно, что у крупных ретейлеров кратно вырастут объемы документооборота, изменятся бизнес-процессы (прежде всего логистика) и возникнут дополнительные затраты на закупку оборудования и расширение ИТ-мощностей.

В то же время маркировка подтолкнет часть компаний, особенно небольших, автоматизировать процессы, быстрее переходить на электронный документооборот. Это позволит им упростить взаимодействие с контрагентами, а всему рынку выйти на новый уровень развития. Маркировка даст некоторые бонусы и покупателям.

Код каждой паре

Мы подключились к проекту маркировки обуви больше года назад, когда эксперимент только стартовал. За это время многое изменилось.

Если на начальном этапе у нас не было представления, как работать в системе (бизнес-процессы были не описаны, технологии не отработаны), то сейчас уже все по-другому. Компании получают индивидуальные коды маркировки. Процессы их генерации, а также занесения каждой пары обуви в единую систему контроля движения товаров автоматизированы. Мы спокойно получаем коды и передаем на производство. Там их печатают и наклеивают на коробки. Корпоративные ИТ-системы подготовлены к движению товаров по новой схеме.

Прежде всего маркировка повлияла на логистику компании. Это неудивительно, поскольку необходимо отслеживать движение каждой товарной единицы (в нашем случае это пара обуви) на всех этапах — от производителя до центрального склада ретейлера, а затем оттуда до магазина.

До внедрения маркировки в этом, как правило, необходимости не было. Компании обычно принимали товар на основных складах, для чего могли использовать терминалы сбора данных. Затем распределяли его по регионам и магазинам, где приемка зачастую осуществлялась вручную.

Если компания вела учет по размерам, то в учетную систему вносили именно их. Поэтому даже если две коробки с 36-м размером случайно путали, проблем это не вызывало. Если же компания вела учет в штуках, то просто считала количество пар на каждую модель.

При работе с маркировкой движение обуви должно фиксироваться на каждом этапе — на складе за рубежом, на таможне, на центральном распределительном складе компании, на региональных складах, в магазинах. При этом все процессы должны быть автоматизированы. Отслеживать нужно каждый код конкретной пары. После того как пару покупают в розничном магазине, коды уходят к оператору ОФД, а потом в налоговую.

Маркированный путь к прилавку

Поскольку многие ретейлеры в нашей стране импортируют обувь из Китая, им, скорее всего, придется менять бизнес-процессы в этой стране.

Мы, помимо того что изготавливаем обувь на собственной фабрике в Новосибирской области и сотрудничаем с российскими предприятиями, работаем и с поставщиками в Китае, поскольку развиваем несколько брендов и у нас широкий ассортимент не только обуви, но и одежды и сопутствующих товаров. Раньше все производители маркировали обувь нашими внутренними кодами непосредственно на фабрике. Теперь для этого необходимы коды, которые мы получаем из единой системы ЦРПТ (Центр развития перспективных технологий, оператор системы цифровой маркировки и прослеживания товаров. — «РБК Pro»). Эти коды приходят в центральный офис компании. Затем мы передаем их в электронном виде на фабрики и производители наносят этикетки с ними на коробки.

После этого вся обувь стекается в распределительный центр, где формируются партии для доставки в Россию. Каждую сканируют с помощью терминалов сбора данных, после чего информация в электронном виде поступает в учетную систему компании, которая, в свою очередь, также в электронном виде формирует все необходимые сопроводительные документы. Если нужно, их можно распечатать в распределительном центре, перед тем как отправить товар.

Затем промаркированная обувь со всеми необходимыми сопроводительными документами (в электронном или бумажном виде) поступает на таможню. После — на центральный склад компании, где кладовщики принимают ее при помощи терминалов сбора данных. Там уже есть карта распределения товаров по городам. На региональных складах обувь снова проверяют с помощью терминалов сбора данных, и она расходится по магазинам.

Перемены для магазинов и контрагентов

Бизнес-процессы магазинов тоже меняются. Если раньше многие принимали товар вручную, то теперь делать это нужно только в автоматизированном режиме. Это значит, что необходимо закупать терминалы для сбора данных — либо такие же, как для складов (они довольно дорогие), либо искать им замену.

Поскольку в торговых точках принимают значительно меньше товара, чем на складах, мы решили использовать там вместо терминалов сбора данных телефоны со специальным мобильным приложением, которое разработали сами. Оно интегрировано в корпоративную ИТ-систему, понимает и может обрабатывать коды маркировки. Продавцу или администратору нужно только отсканировать поступившую обувь с помощью телефона, и вся информация автоматически будет отправлена в единую систему обработки данных.

Изменится порядок взаимодействия с некоторыми контрагентами, например с оптовыми покупателями. Им также необходимо будет зарегистрироваться в системе ЦРПТ, поскольку от компаний-поставщиков они будут получать товар уже с кодами. А в дальнейшем — фиксировать уже в своей учетной системе.

Оптовикам нужно будет также перевести все общение с поставщиком в электронный вид, в том числе документооборот. Те, кто медлил с автоматизацией и переходом в цифру, теперь будут вынуждены это сделать. И хорошо, потому что взаимодействие с контрагентами упростится и ускорится.

Расходы на маркировку

Крупным компаниям нужно закупить оборудование.

Терминалы сбора данных для складов (в нашем случае это распределительные склады в Китае, центральный склад в Новосибирске и региональные склады).
Терминалы для бухгалтеров и товароведов, которые проводят ревизию.
Терминалы и для магазинов (если ретейлер не найдет им замену). Мы заменили их (каждый стоит около 36 тыс. руб.) телефонами с мобильным приложением (каждый стоит около 10 тыс. руб.).
Нам потребовалось приобрести более 950 новых устройств, из них 230 — терминалы сбора данных, остальные — смартфоны.

Последствия внедрения маркировки — резкое увеличение объемов электронного документооборота. Для сравнения: если раньше мы, например, заказывали тысячу пар 36-го размера и это отражалось одной строчкой в накладной, то теперь это будет тысяча строчек. Размер каждой накладной кратно увеличится. Да, все документы будут в электронном виде, но объем информации резко возрастет, поэтому нужны будут и увеличенные мощности ИТ-систем для ее обработки. Так что еще один пункт возможных затрат — увеличение дискового пространства для ИТ-инфраструктуры, и это недешево.

Что касается доработки программного обеспечения, большинство работ можно сделать своими силами, если в компании уже есть автоматизированная система учета. В нашем случае потребовалось привлечь подрядчиков только для выполнения специфических задач, например для создания приложения для работы на распределительном складе в Китае. Мобильное приложение для магазинов мы создаем сами.

Как готовиться

Если в вашей отрасли внедрение маркировки только планируется, все равно уже можно вести подготовительную работу.

Автоматизировать весь складской учет, без этого организовать процесс маркировки будет просто невозможно. Только представьте, что нужно будет вручную вносить коды из 70–80 символов! А если их десятки и сотни тысяч?
Постепенно переходить на современные сканеры, которые считывают в том числе двумерные матричные штрих-коды, чтобы была возможность отслеживать движение товара.
Обновить программное обеспечение, включая ПО на кассах в магазинах. Большинство разработчиков уже закладывает в свои системы возможность поддержки в том числе двумерных штрих-кодов Data Matrix.
Подключаться к системам электронного документооборота и приучать контрагентов к работе в них.
Когда пилотный проект уже запущен, необходимо:

вступать в проект как можно раньше, тогда будет возможность быстрее разобраться со всеми нюансами, закупить оборудование, создать личный кабинет в системе и т.д. (иначе можно столкнуться со сложностями, которые были с онлайн-кассами: те, кто начал закупаться в последний месяц, стояли в очередях, ждали оборудование и т.д.);
перенимать опыт крупных компаний, которые уже прошли все стадии внедрения маркировки (конечно, в каждой отрасли своя специфика, но принцип у маркировки один — отслеживать и фиксировать движение товаров на всех этапах).
Три проблемы

Вот, например, проблемы, которые нам удалось выявить благодаря раннему подключению к проекту.

1. Недостаточно высокая скорость обработки данных. Ее нужно будет решать на уровне единого оператора маркировки, иначе крупные ретейлеры, которым, например, необходимо единовременно получить 1 млн и более кодов, просто не смогут успевать делать это в срок.

Пока мы решаем эту проблему таким способом: заказываем коды партиями по 20–50 тыс. штук, чтобы система успевала обрабатывать запрос.

2. Отсутствие части необходимых кодов. Индивидуальные коды для каждой пары обуви генерируются в системе, при этом пока отсутствуют два вида групповых кодов, которые нам нужны:

на короба из 12 пар (обычно таким образом пакуется обувь на производстве);
на партию, грузовой автомобиль, который доставляет товар через таможню в Россию.
Поскольку значительная часть обуви импортируется, маркированный товар будут обрабатывать на таможне. Поэтому для каждой партии должен быть свой код, просканировав который служба получит полный список, что есть в фуре. Пока таких групповых кодов нет, крупные ретейлеры выходят из ситуации следующим образом: генерируют собственные групповые коды, в которых содержится информация о партии обуви, и передают единому оператору проекта маркировки (ЦРПТ), а он хранит эти данные у себя.

3. Не до конца понятно, как будет проходить процедура возврата товара. Она может значительно усложниться, если код на коробке за время, пока та находится у покупателя, сотрется и станет нечитаемым.

Чтобы принять такой товар, нужно, чтобы в системе ЦРПТ сгенерировался новый код (сделать это в магазине невозможно: к личному кабинету доступ предоставляется только одному юридическому лицу). Продавец должен будет сделать заявку в центральный офис, который, в свою очередь, отправит запрос в ЦРПТ. Тот создаст новый код для этого товара, его передадут в магазин, где распечатают и наклеят на коробку. И лишь затем можно будет сделать возврат.

Единый оператор маркировки пока не разъяснил этот момент. Для ретейлеров ясно одно: для покупателя ничего не должно измениться, даже если внутренние процессы в компании будут другие. Но все-таки есть вероятность, что сроки возврата товара увеличатся.

Кто выиграет

Основной бенефициар — государство, так как сможет отслеживать движение всех товаров и увеличить налогооблагаемую базу. Второй — покупатель, поскольку получит дополнительную гарантию качества.

Третьи в этом списке — профессиональные производители и розничные продавцы. Конкуренция на рынке станет более честной и справедливой, поскольку с него уйдут недобросовестные игроки, среди которых разрозненные магазины и вещевые рынки. Оставшиеся будут работать только в легальном поле. При этом крупные производители и ретейлеры получат возможность увеличить долю на рынке.


Сегодня «Электроника» это:

test
Покупайте товары которые вам понравились или показались интересными. По ним вы сможете получить подробную смету, а мы ответим на ваши вопросы!